Основным видом оптовой торговли являются коммерческие оптовые организации, занимающиеся оптовыми закупками товара, с целью последующей его реализации. Такие организации имеют абсолютное право собственности на весь ассортимент реализуемых товаров. Выделяют предприятия с полным и ограниченным циклом обслуживания.
Предприятия с полным циклом представляют максимальный набор услуг, куда входит поставка товара, его хранение, реклама, продвижение, сбыт, кредитование, а также организация торгового персонала.
Предприятия с ограниченным циклом, в свою очередь, делятся на несколько подвидов:
- Реализующие товар исключительно за наличный расчет, без услуги доставки до места назначения. Примером таких организаций служит большинство торговых точек, расположенных на оптовых рынках и базах.
- Организации, занимающиеся продажей и доставкой товара.
- Организации, которые занимаются поиском производителя по заказу конечного покупателя. В этом случае производитель самостоятельно осуществляет доставку на определенных условиях, принимая на себя все риски.
- Организации, передающие товар розничным продавцам с сохранением на этот товар права собственности. В этом случае оптовик получает плату непосредственно с реализованных товаров.
Другими видами оптовой торговли являются брокеры, агенты и отдельные предприятия.
Брокеры не имеют права собственности на товар, сопутствуя сделке купли-продажи имеют определенные комиссионные. Функцией брокера является сведение покупателя с продавцом и участие в переговорах между ними.
Агенты, в отличие от брокеров, могут представлять как покупателя, так и продавца на долговременной основе. При этом агенты делятся на:
- Агентов, представляющих интересы сразу нескольких предпринимателей.
- Агентов по сбыту, отвечающих за реализацию всего ассортимента одного предприятия.
- Агентов по закупу, имеющих договорные отношения с покупателем и полностью отвечающие за приобретение товаров.
- Агентов, чья деятельность оплачивается комиссионными за самостоятельно проданный товар, такие агенты, после реализации товара забирают себе оговоренную изначально комиссию, передавая остаток выручки предприятию.
Необходимость в отдельных предприятиях возникает тогда, когда предприятию необходимо полностью контролировать весь процесс дистрибьюции самостоятельно. В этих случаях предприниматель может организовать сеть сбытовых или закупочных отделов, полностью отвечающих за реализацию или закуп товара.